Главная»Физкультурная страничка»Эффективные методы и формы работы с детьми

Эффективные методы и формы работы с детьми

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.

Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом нужно следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные (словесные) и практические методы.

Усвоению ребенком двигательного опыта способствуют следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирование (развитие) творчества.

Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю – четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку – осознанно их запомнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления. Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, ребенок сам добывает знания.

В старшем дошкольном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упражнения. При этом ребенок приобретает умение реализовывать свой замысел.

В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строгого регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

  • Наличия твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
  • Точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
  • Создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов).

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода – достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

  • Начинать с нагрузки не более 50% от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);
  • Оптимальное количество упражнений 6 – 8 (они выполняются в быстром темпе);
  • Постепенно повышать скорость преодоления кругов.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка.

Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрее принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движение, эффективно развивать творчество.

Широко используются в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивает сенсорные способности; вербальные методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержание; практические методы  обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.

Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

 

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Развитие быстроты движений.

Быстрота – это способность совершенствовать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала побуждает ребенка изменить скорость движения.

Развитие силы.

Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

От развития силы зависит развитие других психофизических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Е.Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивание с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на места и с продвижением вперед. Чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах, через линии из лент, скакалок или палки.

Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами.

Воспитание выносливости.

Выносливость – это способность организма совершать продолжительную мышечную работу. Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические упражнения: бег, плавание, катание на лыжах и т.д.

В постепенном повышении уровня работоспособности старших дошкольников, в развитии у них выносливости большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Захваченные игрой дети легче преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело до конца.

Развитие гибкости.

Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Чтобы быть гибким и иметь  хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Развивают гибкость с помощью упражнений на растяжение мышц и связок.

Методическими приемами на развитие гибкости являются следующие:

  • Упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;
  • Чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнений над другим.

Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения. Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той ли иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стрейчинг – это метод фиксированной растяжки.

Развитие ловкости.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

  • Применение упражнений с необычными исходными положениями;
  • Зеркальное выполнение упражнений;
  • Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
  • Усложнение упражнений дополнительными движениями.

В понятие ловкость входят следующие компоненты:

  1. быстрота реакции на сигнал;
  2. координация движений;
  3. быстрота усвоения нового;
  4. осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», относящиеся к «Школе мяча».

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

  • помоги, но не навреди;
  • заинтересуй, но не настаивай;
  • каждый ребенок индивидуален.